История

Диалог с историей


Я родилась 24 апреля 1939 года. По окончании 7-летнего образования пошла работать на машиностроительный завод. Раньше он назывался 613-й. Пришла в литейный цех. Конечно, надо было видеть, что там не было вентиляции, цех очень был грязный. И когда я вошла в него, увидела людей черных, совершенно черных, как негров. Одни зубы только были белые. Я посмотрела на них, заплакала и убежала. Постояла там. Когда поднялась в бухгалтерию, мне говорят:
— Что ты плачешь?
— Я напугалась, я в цех ходить не буду.
— Ты привыкнешь, у нас люди очень хорошие, доброжелательные, будешь ходить спокойно.
На другой день пошла в цех. Как вошла, меня окружили рабочие, стали интересоваться, кто я такая, откуда я, для чего я пришла. Говорят:
— Так ты же еще ребенок, что ж ты пришла в литейный цех?
— А я работать хочу, потому что у меня мама одна нас воспитывает двоих, и поэтому мне пришлось работать после окончания школы.
Ну рабочие конечно поулыбались, похлопали меня по плечам, поговорили со мной, и пошли на свои места. И вот я помню, подошел ко мне Петр Павлович Кутырев:
— Как тебя звать?
— Шура.
— Ну что, Шурочка, это хорошо, что ты пришла в литейный цех, давай будем работать.
И вот я начала работать. Были стенды установлены на стенах цеха, и я там записывала выполнение норм выработки работающих. Настолько я уже привыкла к этим людям, что уже считала их всех своими. У нас в цехе был центральный, левый и правый пролеты. В правом пролете отливали детали заказа семнадцатого, литье тридцать первого лили заказа, спецзаказы. Я наблюдала, как работают рабочие. Конечно, люди это были очень ответственные.
Я особо обратила внимание, когда были закреплены учащиеся ГПТУ, которые осваивали профессии формовщика, заливщика, обрубщика. Им так подробно рассказывали весь техпроцесс, и учащиеся прямо впитывали в себя эту информацию, просили рабочих разрешить потрамбовать. Трамбовки были очень тяжелые, но, тем не менее, учащиеся брали трамбовки в руки и формовали, сами формы делали. Люди были доброжелательные, старались чем-то угостить подростков, кусочек хлеба дать. Были такие времена, я, когда выходила в цех в обед, видела, дети окружали рабочих, и они им давали кто что может. Подкармливали их.
Цех меня все-таки воспитал, сделал из меня человека. Я когда встретилась с П.П. Кутыревым, он мне говорит: «Шурочка, это хорошо, что ты литейное производство уже начинаешь понимать, знать, но желание у меня есть такое, чтобы ты пошла учиться в техникум.» И он все-таки настоял. Мне, конечно, сложно было, трудно поступать в этот техникум. Мама у меня была малограмотная, и до всего я доходила сама. Бухгалтер была у нас, Александра Алексеевна Кузнецова. Она так доброжелательно отнеслась ко мне, и говорила: «Все, что нужно будет, все, что требуется от нас, мы тебе поможем, расскажем, ты будешь знать литейное производство». Ну и потом технологии у нас работали. Приходили мальчики из ГПТУ, мы им технологии предъявляли, они их читали, знакомились с технологическим процессом. Очень любознательные были парни. Здесь были и девочки. Девочки, они работали в стержневом отделении.
-Я помню такой вот случай. Первый день, когда я пришла и я, конечно, пришла, у меня ничего на обед не было. И когда стали обедать, нас было12 человек в бухгалтерии сидело, и вот они все вытащили, сложили на один стол и мы по крохе все это разделили. Это я как сейчас помню.
Выйдя в цех, я видела доброжелательные лица вот этих работающих. Они очень доброжелательно встречали меня. Я была невысокого роста, хоть и сейчас такая же, но когда мне надо было добираться до доски, писать показатели норм выработки, они мне ящик принесли, установили этот ящик, я на него поднималась, влезала, и кто-нибудь обязательно около меня стоял, чтобы я с него не свалилась. Вот это вот тоже пример положительный, что дружные рабочие и вообще, люди того времени были очень дружные. Наверное, поэтому мы и смогли выстоять и определились как люди. Я считаю, что это дало нам толчок в жизни.

Продолжение следует

Популярные статьи

To Top