Промарт

Либеральный этюд в мрачных тонах на фоне металлургии.

Тема талантливого изобретателя, которому не дают реализовать свои «гениальные» идеи бюрократы известна и, даже можно сказать, избита.

Почему-то в либральном сознании считается, что всё, что рождается вне правил, вне системы – хорошо и даже гениально, просто потому, что родилось вовне. Примерно об этом и снятый в 2004-м году фильм Станислава Говорухина «Не хлебом единым».

 

Не будем подробно пересказывать сюжет. Отметим только основные моменты. Учитель физики Дмитрий Лопаткин разрабатывает передовую машину для разливки стали. Из-за занятости этой работой его увольняют из школы. Но он не сдается и несколько лет работает над машиной, переезжает в Москву. В одиночку разрабатывает проект. Ему помогает Надежда — жена его основного оппонента – директора завода Дроздова и, в конце концов уходит к Лопаткину. Лопаткину удается доказать свою правоту, ему выделяют помощников, но потом обвиняют в разглашении государственной тайны и сажают. Через знакомых Надежде удается выйти на Ростислава Петровича — влиятельного чиновника в генеральском мундире и тот организовывает перевод Лопаткина в спецтюрьму, где тот продолжает заниматься разработкой машины. А также организовывает возможность Лопаткину посмотреть в окно на жену и сына.

 

Теперь давайте коснемся технической стороны вопроса. Разработка машины для разливки стали требует огромного объема специальных знаний, причем в разных отраслях техники. Здесь даже квалифицированный опытный инженер не справится в одиночку. Поясню: Разливка стали – это не просто разлить жидкий металл по формам и ждать когда он кристаллизуется и остынет. Процесс кристаллизации стали – сложнейшее явление. В зависимости от условий остывания можно получить отливки с противоположными свойствами. Думаю, все знают, что быстрое остывание повышает твердость стальных деталей и этот процесс называется закалкой, а медленное – наоборот снижает и называется отпуском. И это я привел самые простейшие примеры, касающиеся только скорости остывания. Но на процесс влияют еще форма отливки, материал формы, наличие легирующих элементов и многое-многое еще, чему учат на металлургических факультетах технических ВУЗов. Разработка конструкции машины – это другая инженерная специальность. Здесь востребуются знания из курсов Сопротивления материалов, Деталей машин, Теории механизмов и машин и др. Нужно знать номенклатуру подшипников, болтов, гаек. Свойства конструкционных материалов. Возможности технологического оборудования и технологических процессов. Существуют еще требования ГОСТов на размеры под гаечные ключи, рукояток управления, рекомендованные размеры. Расчет допусков – это вообще особая статья. А есть еще электропривод … Наконец самую гениальную конструкцию нужно оформить в виде конструкторской документации и не просто оформить, а в соответствии с ЕСКД, иначе её просто не смогут изготовить – технологи и рабочие не смогут прочитать чертежи[1]. В общем, любой, кто имел дело с реальным производством, посмотрев фильм, мягко улыбнется, узнав, что школьный учитель физики в одиночку разработал машину для разливки стали. Аналогичную улыбку вызывает профессор Бусько — персонаж Алексея Петренко, который в домашних условиях в настольной муфельной печке обрабатывает керамические плитки, выдерживающие тысячи градусов, а заодно синтезирует вещество, щепотка которого гасит костер. Так что с точки зрения предметной фильм вызывает серьезные сомнения.

 

Тем не менее, нужно сказать. Станислав Сергеевич – мастер. Фильм сделан очень хорошо. Черно-белая пленка создает эффект документальности. Актерская работа, подбор актеров, мизансцены – на самом высоком уровне. Выбор металлургии, с её огромными заводами и технологическими огрегатами, как места действия фильма дал возможность показать масштаб, системы, с которой столкнулся герой-одиночка. Автору действительно удалось создать историю трагедии таланта в условиях закоснелой бюрократической системы. Но и система не выглядит до конца негативной. Директор завода Леонид Дроздов показан борцом за общее дело, но мечущимся между указаниями «сверху» и пользой дела. С одной стороны, он загоняет подчиненного в лужу, с другой стороны, как еще работать с разгильдяем, который больше недели не смог ликивидировать прорыв трубы – причину лужи. Лопаткин ему как заноза, тем не менее, два кубометра дров, чисто по человечески он ему выделяет. Ростислав Петрович – так и даже где-то симпатичен. Мало того, что по всему фильму поддерживает главного героя, так еще и намекает, что керамические плитки профессора Бусько пригодятся в космической программе. Фильм получился антисистемным, но в какой-то достаточно мягкой форме. Той убедительно, даже «убойности», какие мы видели в «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли», в фильме нет.

Чем это можно объяснить? Возьму на себя смелость предположить, что картина явилась отражением трансформации взглядов самого Станислава Сергеевича. В 2000-м году Говорухин заявил по поводу президентских выборов: «Путин обязан своей победой рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и голосует[2]» Однако уже в 2005-м году режиссер отошел от лево-патриотической оппозиции. А в 2011-м году возглавил избирательный штаб В.В. Путина. Скорее всего, эти колебания между либеральными и державными ценностями и нашли свое отражение в фильме «Не хлебом единым».

[1] Вообще-то на предприятиях существуют специальные службы – нормоконтроль, которые занимаются как раз контролем за соблюдением требований к оформлению документов.

[2] http://kommersant.ru/doc/143678

Популярные статьи

To Top