1.
Картины Разбойникова наполнены символизмом. Но символизм символизму рознь — есть и нагромождения часто непонятных неуместных символов, знаков, фигуры, которое только создают впечатление хаоса.
Многие используют символы, потому что им нечего сказать: когда используешь древний или непонятный знак, то кажется, что причастился к тайнам, загадкам: мол, вот я такой посвященный, такой приобщенный, а значит картина моя наполнена глубиной.
Непонятность как якобы глубина давно используется недобросовестными и плохими художниками. А значит выделиться мастеру на фоне имитаций и спекуляций бывает трудно.
Еще труднее – вписать известные символы в композицию, чтобы она была говорящей, а не «пищащей» или «бормочущей».
Третий риск для художника – отсутствие традиции. Советский промарт не был склонен к символизму, поэтому не оставил образцов. А значит, традицию нужно формировать самим.
Но как изобразить традицию? Ведь невозможно без нарушения закона времени и пространства это сделать – соединить на полотне разные времена!
2.
Картина Разбойникова от «АРКАИМА К ПРОМЛИТУ» вызывает удивительные чувства: когда соединяется ранее несоединимое, то возникает удивительный эффект. Символическая композиция соединения Аркаима с его узнаваемым контуром до неизвестного миру здания «Промлита», современного предприятия в Каслях, на котором он побывал и впечатлился тем, как оживает металл — органична. Тема для него нова. Он не сразу за неё взялся, вдохновение вдохновением, – а мастерство живёт на идеях, подходах, решениях, которые нужно ещё сформировать. А это не всегда делается легко.
И вот восьмёрка, древний символ вечности, связывает два полюса времени.
Но вот важная деталь: Разбойников уравновешивает символизм детальной натурой – например, прописывая, в Аркаиме все печи, из которых идёт характерный дымок. Аркаим ведь был еще и городом металлургов – практически каждая семья умела плавить металл.
3.
Картина от «Аркаима к Промлиту» – одна из частей триптиха и несет в себе «завершающий» символизм – все полноту обобщения. Это ещё одна из сторон мастерства Разбойникова – разворачивать сквозной символизм на нескольких полотнах. Так умело вписал сквозную фигуру металлурга, наклонившегося над плавкой – фигура выглядит одновременно загадочной и очень прозаической на всех трех полотнах. И сделано классно.
Удержание общей воздушной тональности — тоже сквозной мотив. Акварель не особо вяжется с промартом, но Разбойников сумел приблизить акварель к прозе производства.
Ну и конечно, сквозной символ – души – бабочка, если не на переднем плане, то фактически сопровождает все композиционные решения, объединяя замысел. И получается, что изображается не только профессиональная генетика, но и духовная! А это значит сегодняшние металлурги не должны забывать не только профессиональную связь поколений: в Аркаиме начали то, чем вы сегодня пользуетесь, — а и духовную тоже: надо помнить своих профессиональных «предков»!
4.
Мастерство художника определяется умением взяться за новую тему и воплотить высокий замысел. — Несмотря на непривычность тематики! Новая тема всегда немного экзамен на прочность таланта.
Разбойников эти экзамены проходит успешно.