Когда я вижу старинные здания и сооружения, я задаю себе вопрос. Сколько бы они рассказали, если бы могли говорить…
Одно из таких сооружений я увидел а Каслях на территории завода «Промлит». Сложенная из плитняка стена. Когда-то она огораживала Чугунолитейный и железоделательный завод. Сколько всего произошло по обе её стороны …
Завод был основан в 1746-м году купцом Яковом Коробковым. На купленных у башкир землях. А 18 августа 1749-го дал первый металл. По тогдашним меркам это было серьезное предприятие: плотина, доменная печь и кричная фабрика с двумя горнами. На выбор места строительства завода повлияли наличие железной руды (бурых железняков) с высоким содержанием железа – около 50%[1], наличие реки – тогда источником энергии в промышленности служили водяные колеса. Древесный уголь получали из древесины окрестных лесов. Завод был деревянным: деревянная плотина, деревянный ларь для подачи воды на рабочие колеса, деревянные водяные колеса, — даже трансмиссии были деревянные, — деревянные постройки. В 1752-м году завод был куплен Никитой Демидовым. Демидовы провели реконструкцию: Установили дополнительное оборудование: молоты, кричные фабрики, лесопилки, кузницы. В 1761 заработала медеплавильная фабрики. Чтобы пополнить запасы воды, её перебрасывали из заводского пруда Нижнекыштымского завода. Завод производил чугун, железо — годовой объем составлял примерно сто тысяч пудов. А также пушки, ядра, картечь, полосовое железо. Продукция на лошадях доставлялась до реки Белой, а оттуда по воде в центральную Россию. Всё прекратилось с восстанием Пугачева. Повстанцы полностью сожгли завод в 1774-м.
Восстановили завод к концу 1770-х. Восстановили и расширили. Повысилась мощность доменной печи, увеличилось количество кричных горнов и молотов. Было налажено производство тяжелых чугунных изделий: наковален, прокатных валков и пр.)Количество работающих приближалось к 1000 человек. А в 1809-м году Демидовы продали завод купцу Л.И. Расторгуеву.
При нем были построены каменные заводские корпуса. Скорее всего, тогда и возвели эту стену из плитняка. Наверное, не совсем правильно называть стену Демидовской, но, на мой взгляд, эта династия промышленников, внесшая немалый вклад в экономическое могущество России, имеет право на увековечение своего имени. При Расторгуеве же установили прокатные машины, расширили ассортимент продукции. Производили листовое, связное, шинное, круглое и другое железо. Сейчас это называют листовым и сортовым прокатом. Осваивались передовые технологии литья. Не прекращалось производство оружия. Можно смело утверждать, что по наполеоновским войскам били и каслинские пушки.
В 1823-м завод опять поменял владельцев. В разное время им владели Харитоновы, Зотовы, Дружинины. На XIX пришлось начало мировой известности завода. Неизвестно, кто первым догадался использовать замечательные литейные свойства чугуна, но в 1843-45-м начался век художественного литья, который во всем мире называют Каслинским[2]. Литье осуществлялось по моделям известнейших скульпторов: П.К. Клодта, Е.А. Лансере, О. Таёжной, Н.А. Лаверецкого, Р.И. Баха и его двух сыновей, М.Д. Канаева. Мировую славу каслинским мастерам принесли Парижская выставка 1900-го года и чугунный павильон со скульптурой «Россия» Н. А. Лаверецкого. Помимо официальных скульпторов, сформировалась и местная художественная школа. Яркими её представителями были В.Ф. Торокин, Д.И. Широков, К.Д. Тарасов, Н. Вихляев. Все они ходили по заводу. Всех их видела, сохранившаяся по сей день стена. Однако наиболее известен, конечно В.Ф. Торокин – герой сказа П.П. Бажова «Чугунная бабушка». Существует версия, что именно после публикации сказа в 1943-м, в 1944-м было принято решение о возрождении художественного литья в Каслях, как одного из основных видов продукции.
В ХХ веке завод выпускал различную металлическую продукцию: посуду, печное литье. Однако с начала Первой мировой войны и до конца СССР основной продукцией стало оружие: мины, снаряды. Выпускалась хозяйственная утварь. Впрочем, не забывали и о художественном литье. В Москве каслинское литье использовалось в оформлении улиц, мостов, метрополитена. Для Челябинска изготавливались уличные скамейки, кронштейны для светильников, ограды. В годы Великой отечественной войны предприятие приняло у себя эвакуированный Липецкий снарядный завод. За заслуги в обеспечении Армии и флота боеприпасами завод награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
После войны предприятие продолжало выпускать оборонную и мирную продукцию. Существенно расширилась доля художественного литья. Благодаря усилиям главного скульптора А.С. Гилёва Сформировалась советская школа художественного литья. Каслинское художественное литье шло на экспорт.
Перестройка и последовавший хаос стали тяжелым ударом для предприятия. Не стало оборонного заказа. Резко упал спрос на остальную продукцию. Сократилась численность работающих. Но всё проходит. Прошло и лихолетье 90-х. Страна поднимается. Поднимается и предприятие. На его территории возрождается литейное производство. Льют не только чугун, но и высоколегированные термостойкие стали. Ассортимент продукции растет. Всё больше и больше становится мастеров.. Производство поднимается вместе с Россией.
Когда я смотрю на эту сложенную из плитняка стену, я часто задумываюсь о вечном. Она стоит уже почти два века. Рождались и умирали люди. Сменялись технологии. Менялась власть, название государства. А стена стояла и стоит, как напоминание, о народной памяти, что сильнее любых идеологических поветрий. Если хотите прикоснуться к истории, к традициям уральских мастеровых – приложите руку к Демидовской стене.
[1] Не сказать, чтобы это богатая железная руда. Богатые руды обычно считают от 57% и выше. Но очень хорошо. Сейчас используются руды с содержанием железа от 31%.
[2] Как-то я выбирал сувенир для иностранцев. Хотелось что-то такое, чем мы гордимся. Выбор пал на художественное литье из чугуна. Я был удивлен, когда меня попросили уточнить, нужно Каслинское или Кусинское литье. Я-то всё художественное литье считал Каслинским.